Содержание статьи:
- Техническая концепция
- Формирование технической концепции
- Структура сайта
- Контент (наполнение)
- Информационная и справочная поддержка
- Функциональность сайта
- Выводы
1. Техническая концепция сайта
Общая структура, содержание, дизайн и технологическое обеспечение сайта существенно зависит от того целей его создания. Какие вопросы заказчику необходимо выяснить на этапе системного анализа, продумывая техническую концепцию?
Для начала на этапе технической концепции необходимо определить направления построения сайта и уяснить для себя довольно много моментов, прямо не относящихся к интернет-технологиям, но напрямую затрагивающих предприятия, которые выходят на виртуальный рынок.
Техническая концепция – первый документ, составляемый непосредственно при проектировании сайта. Часто работа над ней начинается еще до привлечения подрядчика и составляется рабочей группой заказчика. Четких требований к составлению технической концепции сайта не существует: она является и результатом исследования, и стратегическим видением задач.
Но в общих чертах техническая концепция должна содержать следующие моменты:
- — текущее состояние процессов и целей компании;
- — задачи пользователей – решения, требуемые компании и будущее состояние процессов компании;
- — ограничения пользователей – сотрудников компании: технологические, квалификационные и экономические ресурсы компании;
В применении к концепции сайта необходимо разделять внешних пользователей (аудиторию сайта) и внутренних пользователей (сотрудников компании). Это необходимо для того, чтобы понимать разницу между техническими концепциями традиционных и интернет-проектов. В концепции проекта исходными являются не только цели компании, но и цели (потребности) аудитории. Это делает сайт инструментом внешних маркетинговых коммуникаций.
Основная задача технической концепции – сформулировать для проектируемого сайта идеи, впоследствие закладываемые в техническое задание. Не путайте задачи сайта с задачами интернет-проекта в целом.
Идеи, формулируемые в технической концепции должны касаться:
* содержания и интерактивных сервисов сайта: рубрики и разделы, язык сложения, стиль, запросы на поиск и выбор информации, голосование, электронная коммерция
* навигации по сайту: маршруты посетителя, система ссылок
* эргономики использования сайта: время загрузки, технические ограничения пользователей, мультимедийные возможности ресурса, эстетика (сочетание текста с графикой, цветовая гамма, анимация и т.д.)
* обслуживания сайта: количество и функции администраторов, процесс обновления и размещения информации на сайте, квалификация пользователей, взаимосвязь с другими процессами и информационными ресурсами компании
* интеграции с другими сайтами: порядок экспорта и импорта информации, автоматический обмен ссылками, участие в аудите и рейтинговании специализированных сайтов и поисковых систем
* возможных направлений развития сайта: следующая версия ресурса, предварительные решения в развитии вышеуказанных направлений
Техническая концепция может быть конкурсным (или первым) заданием потенциального подрядчика.
2. Формирование технической концепции
Одним из первых этапов по созданию технической концепции сайта является выяснение вопроса о том, кто из сотрудников вашей компании может обслуживать Интернет-деятельность и в каком объеме.
Так как любой проект требует поддержки и развития, то вы будете вынуждены поддерживать свой сайт, и именно для этого потребуется сотрудник вашей компании, который смог бы координировать и развивать ваш проект.
В любом случае, если вы намерены не отстать от конкурентов, не делая вместе с тем революционных интернет-прорывов, вам придется определить:
* в каких случаях посетители приходят на сайт?
* как – вручную или автоматически – будет осуществляться наполнение сайта вашими коммерческими предложениями?
* готовы ли вы к затратам на наполнение сайта сопутствующей информацией? Это могут быть корректные тематические новости, каталожные описания товаров или услуг и пр. Кто и как будет размещать эту информацию? Откуда она будет поступать, велика ли будет степень ее достоверности?
* собираетесь ли вы поддерживать интерактивные каналы работы с посетителями сайта? Какие каналы им нужны: конференции, почтовые сообщения, ICQ? Планируете ли вы изменять логистику других отделов компании в соответствии с запросами клиента?
* будете ли вы использовать платежные и курьерские инструменты в работе Интернет-сайта? Можете ли гарантировать доставку товара или возвращение денег, если клиент отказался приобретать его?
Если вы собираетесь очень активно работать с посетителями сайта, бороться за их внимание, ловить каждое предложение потенциального клиента, то финансовые и временные затраты будут неоправданно велики. Как обычно, приходится искать золотую середину: баланс между тем, что хочется, и тем, что целесообразно.
3. Структура сайта
Основная задача сайта – подать максимальный объем информации, которую может воспринять средний пользователь при минимальных усилиях с его стороны. Чрезмерная загрузка пользователя интерактивностью может отвлечь его от решения основных задач.
Объем информации в целом и текстов в частности зависит от файлов структуры (так называемой картой сайта). В этой структуре должны быть предусмотрены директории со списками файлов, а также собственно информационные файлы. Рекомендуется использовать древовидную файловую структуру.
Основные разделы для каждого сайта могут быть своими. Однако при составлении концепции необходимо различать две структуры.
1. Информационная структура показывает, какая информация размещается на сайте.Например, для типичного корпоративного сайта торговой компании такая структура может включать:
* каталог – развернутое описание товаров и услуг, подготовленное специалистом-товароведом
* прайс-лист – краткая информация о наличии товаров, связанная с каталогом функционально
* новости компании и сайта – самые значимые коммерческие предложения и изменения
* информацию о компании – время, место, порядок работы
* справочную информацию – новости рынка, обзоры, советы
2. Сервисная структура демонстрирует, какие возможности по обработке информации и интерактивном взаимодействии вы предоставляете посетителю. Для типичного корпоративного сайта торговой компании сервисная структура может включать:
* оформление и оплату заказа (корзина с информацией о выбранных предложениях и инструментарий оплаты);
* конференции – обмен мнениями и ответы на вопросы между посетителями и службой поддержки сайта;
* индивидуальные настройки – возможность получать индивидуальное представление информации;
* подписку – возможность получить заказанную информацию по электронной почте;
* регистрацию – запоминание сведений о посетителе с целью его «узнавания» при повторном посещении или предоставления ему специальных возможностей;
* сравнение товаров между собой – унифицированный с точки зрения однотипных характеристик инструмент выбора;
* аукционы – интерактивный сервис, позволяющий торговаться и получать индивидуальные условия.
4. Контент (наполнение) сайта
При планировании наполнения и компоновки создаваемого сайта стоит исходить как минимум из двух правил, которые в подавляющем большинстве случаев оказываются верными:
— оптимальный объем текста для одной HTML-страницы находится в пределах четырех-пяти «экранов» при разрешении монитора 600*800 пикселей. Документы большего размера редко дочитываются до конца, если в них не содержится особо ценной для посетителя информации;
— пользователь изначально воспринимает сайт как сборник нужной информации и отдает предпочтение наиболее предметным ресурсам. Поэтому корпоративные буклеты, которые в основном должны убедить посетителя в ценности того или иного товара , здесь «не работают». А вот справочники, пособия по работе, ответы на часто задаваемые вопросы и т.п. весьма популярны.
Отсюда следует, что основная информационная часть каждой отдельной HTML-страницы должна находиться в пределах первого экрана. Для коротких материалов достаточно развернутого подзаголовка, а для больших возможна краткая аннотация. Одним из вариантов может стать размещение материалов в виде коротких аннотаций с потенциальной возможностью прочесть полный документ.
Кроме того, лучше избегать размещения рисунков и фотографий, занимающих всю ширину первой страницы экрана. Тогда посетитель сразу сможет приступать к чтению, не дожидаясь загрузки картинки и не «прокручивая» экран.
Стоит также обратить внимание на способ подачи информации. Это значит, что нужно избегать вводных абзацев, не несущих прямой информационной нагрузки, пространных рассуждение и пр.
Необходимо учитывать, на каких пользователей рассчитан сайт. Здесь возможно два варианта:
* ориентация на случайно зашедших пользователей, которые, скорее всего, больше не посетят ваш ресурс. В этом случае на первой странице необходимо разместить максимум информации
* ориентация на постоянных пользователей, которые снова и снова возвращаются на сайт, с тем, чтобы получить новую информацию. В этом случае на первой странице следует размещать только ссылки.
Тексты должны содержать максимум полезной информации и минимум рекламной. Сначала в сжатом виде излагается информация общего характера, а для ознакомления с деталями пользователь переходит по ссылке к новому файлу. При этом дается краткая предварительная аннотация о том, какая информация представлена по данной ссылке.
Собственно объем текста – количество строк, знаков и пр. – зависит от конкретного материала и построенной системы ссылок. Общая рекомендация: основной текст должен помещаться на одной странице, по возможности без прокрутки. На практике это удается не всегда. Помочь здесь может система ссылок: более подробная информация (например, нужная не всем) помещается в отдельном файле.
Эксперты отмечают, что на каждой странице должно быть не более 20-30 Кб HTML-текста
5. Информационная и справочная поддержка сайта
Любой профессиональный сайт должен содержать справочную информацию. Здесь вполне уместна аналогия с печатной продукцией. Отличие профессионального научного издания от простой перепечатки того же текста состоит в объеме справочной информации: именные и тематические указатели, расширенный список литературы по этой тематике и, конечно, комментарии. Приблизительно эти же правила должны сохраняться в рамках сайта.
Это может быть достигнуто следующими способами:
* на сайте необходимо поместить расширенное оглавление. Согласно многим исследованиям, пользователи любят, когда тексту или статье предшествует оглавление или аннотация. Порой удобно сначала ознакомиться с оглавлением статей, а потом выбрать нужные и прочесть их внимательно. Тексты новостей лучше оформлять в стиле «перевернутой пирамиды», то есть сначала подавать читателю новость, выводы, а уж потом подробности. Такой подход позволит сразу получить необходимую информацию и целиком захватит внимание пользователя. У читателя просто не останется вопросов о том, на какую тему все-таки написана статья и стоит ли тратить на нее время.
* если сайт содержит множество различных разделов, ссылок и страниц, может быть, целесообразно было бы предусмотреть функцию поиска по ключевым словам.
* перед большими фрагментами текста, а также для отдельных документов, хранящихся в отдельных файлах, рекомендуется давать аннотации. Это сильно экономит время работы пользователей и свидетельствует о том, что сайт выполнен на профессиональном уровне.
* необходимо, чтобы посетитель всегда понимал, в каком разделе сайта он находится и как ему вернуться «домой» — на главную (индексную) страницу. Этот вопрос решается средствами справочной поддержки и навигации.
* целесообразно реализовать систему контекстных справок – это дает пользователю возможность получать ответы на текущие вопросы прямо «на месте».
Четких рекомендаций относительно пропорционального размещения разной по характеру информации не существует. Приведем несколько основных положений:
* все дополнительные элементы развлекательного характера – анекдоты, конкурсы и т.д. – рекомендуется помещать на головной странице, предпочтительно по краям экрана
* эти элементы должны отличаться от основного текста цветом, шрифтами, анимацией и т.д.
* содержательную часть – например, условия конкурсов, тексты анекдотов – следует поместить в отдельные файлы
* иногда можно просто построить систему ссылок на соответствующие Интернет-ресурсы
* часть информации, связанной с мнениями экспертов (например, мнения о качестве того или иного товара), необходимо помещать не на головной странице, а непосредственно рядом с информацией о товаре
* информация должна быть организована таким образом, чтобы пользователю было понятно, на каком сайте
* деловом, коммерческом или развлекательном – он оказался
* важно не перебарщивать с рекламой. В противном случае возможна негативная реакция пользователя.
6. Функциональность сайта
Функции, которые может нести на себе сайт:
1. При работе с партнерами:
- — передача и распределение региональных заказов;
- — обмен финансовой документацией;
- — обмен и централизация информации о состоянии складов;
- — проведение транзакций при помощи систем дистанционного банковского обслуживания;
2. при работе с корпоративными клиентами:
- — прием и оформление заказа на товары и услуги;
- — если это является предметом продаж – передача информации или оказание дистанционных услуг;
- — выставление счетов (в том числе автоматическое);
- — оказание сервисной и технической поддержки;
- — проведение транзакций при помощи систем дистанционного банковского обслуживания;
3. при работе с частными клиентами:
- — прием и оформление заказов на товары и услуги;
- — если это является предметом продаж – передача информации или оказание дистанционных услуг;
- — оказание сервисной и технической поддержки;
- — проведение транзакций при помощи кредитных картах, систем дистанционного банковского обслуживания частных лиц, «электронных кошельков»;
Но с реализацией этих возможностей выполнение требований к функциональности сайта можно считать завершенным лишь формально. Функциональность сайта во многом зависит и от того, насколько комфортно чувствует себя пользователь, работая с этим ресурсом.
Выводы: после оценки и определения данных факторов Вы можете составлять техническую концепцию сайта. Она является как началом проектной документации, так и документом для планирования проводимых работ, позволяя оценить трудовые, финансовые и временные затраты. Техническая концепция составляется в произвольной форме, но существенно облегчает работу Исполнителю и Заказчику.