— Продвижение в соцсетях не работает. — Потратил деньги на SMM, а отдачи никакой. — Зачем нам маркетинг в социальных сетях? Ссылки в группах мы и сами опубликуем. Встречали людей с таким мнением? Это жертвы черного SMM. Они действительно потратили время и деньги на публикацию фотографий котов и создание фейковых аккаунтов. Дешевое подобие маркетинга в соцсетях не работает. Значит ли это, что группы и паблики компании в соцсетях можно удалять? Не спешите.

Каким не должен быть SMM ?

Сначала небольшое отступление от темы. Поисковый маркетинг давно стал двухцветным. Вы наверняка слышали про белое и черное SEO. Знаете, как любой школьник может мгновенно определить принадлежность той или иной тактики или инструмента к хорошим или плохим практикам?

Черное SEO — это всегда читерство, манипуляции, обман аудитории и поисковых систем. Представители старой школы добиваются результата, эксплуатируя несовершенство поисковых алгоритмов. Белое SEO — это удовлетворение потребностей аудитории и создание добавочной ценности. Представители новой школы уделяют внимание технической оптимизации, но не ищут способы обмануть поисковые системы.

Зачем информация о черном и белом SEO в статье о маркетинге в социальных сетях? Неправильное SEO и неправильный SMM имеют общий главный признак: манипуляции. Черный маркетинг в соцсетях строится на обмане, фейках, накрутках. Только олдскульные smm-менеджеры обманывают аудиторию напрямую, а не через посредника, которым в SEO выступает поисковик.

Признаки черного smm. В десятке

Выращивание ботов

Это болезнь роста, через которую проходит каждый smm-специалист. Чтобы увеличить численность аудитории группы, вы регистрируете десятки фейковых аккаунтов. Первые несколько ботов вы делаете похожими на странички реальных пользователей: загружаете в профиль фото людей, живущих в Австралии или Аргентине, вступаете в разные группы, добавляете настоящих друзей. Одним словом, прокачиваете аккаунт. Потом у вас заканчивается фантазия. Поэтому все остальные боты отличаются друг от друга только анкетными данными и фамилиями актеров, чьи фото используются в качестве аватара.

Покупка подписчиков

Это самый простой и самый быстрый способ нарастить численность аудитории. Чтобы почувствовать себя королем SMM, достаточно зарегистрироваться на какой-нибудь бирже и внести деньги.

Покупка социальной активности

Это продолжение предыдущего пункта. Чтобы стать повелителем социальных сетей, нужно зарегистрироваться на бирже и покупать репосты, отметки «мне нравится» и комментарии. А в качестве примера посмотрите на скриншот обсуждений заметки о проведении конкурса на лучший инструмент для интернет-маркетологов. За одного из участников проголосовало несколько десятков пользователей с пустыми аккаунтами.

Спам

Под этот термин можно подогнать разные виды активности в социальных сетях. Вот несколько примеров:

  • Вы рассылаете приглашения в группу всем подряд.
  • Вы добавляете пользователей в группы без их спроса.
  • Вы оставляете неуместные комментарии со ссылками или упоминанием продукта.
  • Вы используете слишком много коммерческих хэштегов.
  • Вы массово упоминаете или отмечаете на фото пользователей для привлечения внимания к публикациям.
  • Вы с бухты-барахты предлагаете что-то незнакомым людям.
  • Вы публикуете в группе или на личной странице только коммерческие предложения.
  • Вы заваливаете ленты подписчиков сообщениями.
  • Вы злоупотребляете фотографиями котят и других привлекающих внимание объектов.

Агрессивное оформление личной страницы или паблика

Нет ничего зазорного в брендировании обложки страницы или шапки профиля в Twitter. Но некоторые продавцы перегибают палку. Речь идет об обложках с десятком CTA на квадратный сантиметр, фотографиях золотых гор, чемоданов с долларами и других атрибутов навязчивой рекламы.

Измерение эффективности SMM количеством лидов или сделок

Если микроскопом не удается забить гвоздь, это не значит, что микроскоп бракованный. Так и с маркетингом в социальных сетях: если вы не видите мгновенного роста продаж, не ругайте неправильно выбранный инструмент. Более того, если вы используете SMM только для стимулирования сбыта, добро пожаловать в ряды черных маркетологов. Ради справедливости нужно отметить, что некоторые категории товаров отлично продаются в социальных сетях.

Игнорирование обратной связи

Если вы игнорируете предложения, баните подписчиков за критику, не поддерживаете дискуссии, SMM приносит бизнесу больше вреда, чем пользы. Любая социальная сеть — это двусторонний канал обмена информацией, а не личная рекламная площадка. Как узнать паблик, управляемый олдскульным smm-менеджером? В группе есть публикации, но практически отсутствуют комментарии, отметки «мне нравится» и обсуждения.

Избыточная автоматизация

Использование программ для рассылки сообщений и приглашений — это очень показательный симптом, по которому можно поставить диагноз «черный SMM».

Троллинг

Троллинг и провокации — едва ли не самые простые способы привлечения внимания. Если вы часто провоцируете пользователей и нарушаете морально-этические нормы, добро пожаловать в клуб неправильных маркетологов.

Злоупотребление развлекательным контентом

Если страница вашей компании похожа на AdMe.ru, а не на коммерческий паблик, пересмотрите стратегию. С помощью смешных историй, милых фотографий, цитирования известных предпринимателей и великих писателей, нетематических тестов можно привлечь внимание. А вот удержать его не удастся. Пользователи должны приходить в вашу группу за бизнес-информацией, а не за развлечениями.

Отсутствие целей и мониторинга эффективности маркетинговых кампаний

Выше сказано, что измерять эффективность smm-кампании числом сделок или суммой выручки ошибочно. Еще одна ошибка заключается в отсутствии целеполагания и мониторинга эффективности. Фактически, в этом случае вы занимаетесь маркетингом в социальных сетях ради самого процесса.

Злоупотребление розыгрышами призов

Это частность пункта про покупку социальной активности, которую следует выделить. Каждую неделю разыгрываете автомобиль за репост? Приготовьтесь, что подписчики перестанут заходить в вашу группу без вознаграждения.

Создание ненужного социального шума

Речь идет не о фоновом социальном buzz’е или жужжании, а об оглушительной какофонии, которую можно услышать в час пик на оживленной улице. В социальных сетях ненужный шум получается из-за бессмысленных сообщений. Вот несколько примеров:

  • Понедельник, поехали!
  • Ура, пятница! Между этими пунктами можно встретить что-то вроде «четверга почти пятницы» и прочей бессмыслицы.
  • Доброе утро, отличный день, шикарный вечер, седая ночь!
  • Привет, котаны!
  • Как настроение, трудяги?
  • Что кто ест на обед? Выкладывайте в комментариях.
  • Такие сообщения уместны в развлекательных группах или пабликах «Типичное Рио-де-Шушукино».

При желании список признаков черного SMM можно продолжить. А пока еще раз обратите внимание на основные симптомы этой болезни: манипуляции, бесцельная активность и навязывание чего-либо аудитории.