В разработке интернет-проектов, как и в промышленности активно используется термин ЧПУ. Однако здесь он не имеет ничего общего с управлением станками.
ЧПУ — это подход к составлению ссылок. Он подразумевает, что все страницы сайта должны иметь адрес, прочтение которого позволит понять пользователю в каком разделе он находится, и какой материал изучает. Расшифровывается аббревиатура как «человеко-понятный URL». При составлении таких ссылок, веб-мастер стремится очистить его от информации, которая бесполезна для пользователя.
Это могут быть:
- ID материалов;
- адрес страницы скрипта с параметрами GET-запроса;
- служебные названия директорий и не только
ЧПУ адрес предназначен для удобства посетителей вашего сайта, а также улучшения его индексации поисковыми системами. В составе таких ссылок могут указываться ключевые слова из семантического ядра проекта. При этом они будут подсвечиваться в выдаче, при условии совпадения с запросом пользователя. Это привлечет дополнительное внимание со стороны заинтересованных в ваших материалах посетителей.
Что важно учитывать при формировании ЧПУ Шаблон формирования
ЧПУ сайта проектируется на основании его типа. Каждый случай индивидуален, но существует несколько типовых решений.
Например:
- домен/дата/название — для новостных проектов и сайтов, посетителям которых важна актуальность информации;
- домен/название — для корневых разделов и статических страниц (Контакты, Доставка, Оплата и т. д.);
- домен/рубрика/название — для ресурсов широкой тематики и разными целевыми аудиториями;
- домен/язык/название — для мультиязычных сайтов. Оптимальный для вашего случая шаблон определит веб-разработчик или оптимизатор, проанализировав тематику и структуру сайта.
Оптимальная длина адреса ЧПУ
При проектировании структуры сайта, придерживайтесь следующего правила: чем короче, тем удобнее. Однако не стоит впадать в крайности и сокращать ссылки до 10-20 символов без необходимости. ЧПУ адрес должен оставаться читаемым и понятным. В ином случае он будет ничем не лучше URL, содержащего уникальные ID материалов и прочие технические данные, которые не нужны ни пользователю, ни поисковой машине.
Оптимальная длина адреса внутренней страницы сайта — 60-80 символов. Такой ссылкой удобно оперировать, её легко запомнить.
Что лучше: транслит или латиница в ЧПУ?
Скажу сразу: для любой современной поисковой системы разницы между латиницей и транслитом нет. Если пользователь ищет «новости», то тот же «Яндекс» подсветит как ссылки, содержащие слово «news», так и адреса, в которых написано «novosti».
На практике указанные способы написания используются на равных правах и часто комбинируются. Так, основные разделы, статические страницы и не только называют по-английски, а добавляемые новости, статьи и материалы именуют транслитом.
Ещё один вариант — использование кириллических символов в составе ЧПУ сайта. Однако это уместно лишь в том случае, если домен сайта зарегистрирован в зоне «.РФ» и других подобных. В ином случае ЧПУ адрес будет содержать смесь латинских и кириллических символов. Это затруднит ручной набор, так как придется переключать раскладку клавиатуры как минимум 1 раз.